I курс, 1-2семестр — О/отделение — (), З/отделение — ()
Виды росписей. Графические, живописные, орнаментальные, сюжетные. Основные промыслы росписи по-дереву.Роспись по дереву — древнейший вид народного прикладного искусства. Распространение художественной росписи по дереву на территории страны: один из основных центров росписи по дереву – Нижегородская область – Хохлома, Городец.
1 Городецкая роспись. История промысла и практическое применение городецких изделий. Городецкие мастера. Композиционные особенности, цветовое решение, ассортимент изделий. Символика росписи.
Основные приемы, технология, цветовая гамма. Выполнение упражнений по отработке элементов Городецкой росписи, построение композиций с использованием животных и сюжетных мотивов. Понятие композиции. Работа над эскизами. Орнамент. Обучение правильному оформлению заготовок различных форм. Выбор сюжета. Самостоятельное выполнение работы по дереву по этапам.
Упражнения:
1. Цветовая гамма, смешение цветов, краски. Колорит. Виды композиций в Городецкой росписи (схемы), элементы
- Освоение элементов Городецкой росписи (капельки, дужки, спираль, цветы, листья), разживка и составление мотивов, стилизация; (рис.1) А-3
- Простейшие композиции (полоса, бордюр, дуга, ветка, розетка, ромб, букет, круг); (рис.2) А — 3
2. Приемы написания мотива птица, композиция с птицей.
- Изображение птицы в Городецкой росписи (петушок, курочка, жар-птица и др.), последовательность выполнения, разживка; (рис.3) А — 3
- Композиции с птичкой, зарисовки вариантов, выполнение композиции в цвете (эскиз на изделие); (рис.4) А — 3
3. Приемы изображения мотива городецкий конь.
- Конь, разживка, варианты; (рис.5) А — 3
- Композиции с конем, варианты, выполнение композиции в цвете, эскиз на изделие; (рис.6) А — 3
4. Изображение людей в Городецкой росписи
- Приемы изображения человека, последовательность выполнения, разживка, костюм, характер, сюжет; (рис.7) А — 3
5. Сюжетная роспись, композиция с людьми, выполнение элементов пейзажа, интерьера, окружения. Выполнение сюжетной композиции, эскиз на предполагаемое изделие. (рис.8) А — 3
Iкурс, 2 семестр, очное/о– (), заочное/о – ()
2. Хохломская роспись. История. Хохлома — Семеновская и Семинская. Происхождение, развитие промысла. Особенности хохломской росписи. Композиционные особенности, цветовое решение, ассортимент изделий. Технология. Материалы. Традиционные. Адаптированные. Организация рабочего места. Постановка руки. Мотивы росписи. Виды хохломской росписи, виды композиций. Стилизация .
Виды и основные приемы росписи. Ознакомление и выполнение технологии росписи. Поэтапная работа над заготовкой. Основные элементы росписи, цветовая гамма. «Верховое письмо» — «травка», «пряник», «под ягодку», «под листок». «Фоновое письмо» — ягодные, цветочные мотивы, «птицы». «Кудрина» как разновидность фонового письма. Упражнения по отработке элементов хохломской росписи, построение композиций на заданную форму, тему.
Упражнения :
1. «Верховое письмо». Зарисовки с образцов (композиционные схемы, стебель, элементы травки — постановка руки), мотивы «травки» — капельки, усики, дорожки, кустик, криуль,
- травные мотивы — «пряник», «осочка». Основные элементы росписи, последовательность выполнения; А — 3
- растительно — цветочные мотивы, усложняющие элементы(бабочки, птички), травная композиция с цветами, птичками, роспись — «под ягодку», «под листок»А — 3
2. «Верховое письмо». Растительно-ягодные мотивы, усложняющие элементы.
- Основные элементы росписи, последовательность выполнения. Мотивы росписи – травка, стилизованные цветы и листья. А — 3
- Композиция из растительно — ягодных мотивов и изображения листьев, и цветов; А — 3
3. «Под фон». Растительно-ягодные мотивы, усложняющие элементы. Основные элементы росписи, последовательность выполнения
- Прорисовка рисунка по мотивам пленерных зарисовок, контура рисунка, заливка фона. Включение в композицию крупных цветов, птичек, бабочек.
- «Фоновое письмо» — ягодные, цветочные мотивы, выполнение упражнений и зарисовок с образцов, Роспись « под фон» с элементами усложнения — изображение птиц, возможности стилизации, выполнение упражнений;
- Поэтапная работа над заготовкой, техника росписи, последовательность росписи;
- «Кудрина», как разновидность фонового письма. Основные элементы росписи, последовательность выполнения – кустик травки, цветы,
4. Ассортимент изделий, традиционный и современный, использование в интерьере