I курс, 1-2семестр — О/отделение — (),  З/отделение — ()

Виды росписей. Графические, живописные, орнаментальные, сюжетные. Основные промыслы росписи по-дереву.Роспись по дереву — древнейший вид народного прикладного искусства. Распространение художественной росписи по дереву на территории страны: один из основных центров росписи по дереву – Нижегородская область  – Хохлома, Городец.

1    Городецкая роспись. История промысла и практическое применение городецких изделий. Городецкие мастера. Композиционные особенности, цветовое решение, ассортимент изделий.  Символика росписи.

Основные приемы, технология, цветовая гамма. Выполнение упражнений по отработке элементов Городецкой росписи, построение композиций с использованием животных и сюжетных мотивов. Понятие композиции. Работа над эскизами. Орнамент. Обучение правильному оформлению заготовок различных форм. Выбор сюжета. Самостоятельное выполнение работы по дереву по этапам.

Упражнения:

1.  Цветовая гамма, смешение цветов, краски. Колорит. Виды композиций в Городецкой росписи (схемы), элементы

  • Освоение элементов Городецкой росписи (капельки, дужки, спираль, цветы, листья), разживка  и составление мотивов, стилизация; (рис.1) А-3
  • Простейшие композиции (полоса, бордюр, дуга, ветка, розетка, ромб, букет, круг); (рис.2) А — 3

2.   Приемы написания мотива птица, композиция с птицей.

  • Изображение птицы в Городецкой росписи (петушок, курочка, жар-птица и др.), последовательность выполнения, разживка; (рис.3) А — 3
  • Композиции с птичкой, зарисовки вариантов, выполнение композиции в цвете (эскиз на изделие); (рис.4) А — 3

3.  Приемы изображения мотива городецкий конь.

  • Конь, разживка, варианты;  (рис.5) А — 3
  • Композиции с конем, варианты, выполнение композиции в цвете, эскиз на изделие; (рис.6) А — 3

4.   Изображение людей в Городецкой росписи

  • Приемы изображения человека, последовательность выполнения, разживка, костюм, характер, сюжет; (рис.7) А — 3

5. Сюжетная роспись, композиция с людьми, выполнение элементов пейзажа, интерьера, окружения. Выполнение сюжетной композиции, эскиз на предполагаемое изделие. (рис.8) А — 3

Iкурс, 2 семестр, очное/о– (), заочное/о – ()

2.  Хохломская роспись. История. Хохлома — Семеновская и Семинская. Происхождение, развитие промысла. Особенности хохломской росписи.  Композиционные особенности, цветовое решение, ассортимент изделий. Технология. Материалы. Традиционные. Адаптированные. Организация рабочего места. Постановка руки. Мотивы росписи. Виды хохломской росписи, виды композиций. Стилизация .

Виды и основные приемы росписи. Ознакомление и выполнение технологии росписи. Поэтапная работа над заготовкой. Основные элементы росписи, цветовая гамма. «Верховое письмо» — «травка», «пряник», «под ягодку», «под листок». «Фоновое письмо» — ягодные, цветочные мотивы, «птицы». «Кудрина» как разновидность фонового письма. Упражнения по отработке элементов хохломской росписи, построение композиций на заданную форму, тему.

Упражнения :

1.  «Верховое письмо». Зарисовки с образцов (композиционные  схемы, стебель, элементы травки — постановка руки), мотивы «травки» — капельки, усики, дорожки, кустик, криуль,

  • травные мотивы — «пряник», «осочка». Основные элементы росписи, последовательность выполнения; А — 3
  • растительно — цветочные мотивы, усложняющие элементы(бабочки, птички), травная композиция с цветами, птичками, роспись — «под ягодку», «под листок»А — 3

2.   «Верховое письмо». Растительно-ягодные мотивы, усложняющие элементы.

  • Основные элементы росписи, последовательность выполнения. Мотивы росписи – травка, стилизованные цветы и листья. А — 3
  • Композиция из растительно — ягодных мотивов и изображения листьев, и цветов; А — 3

3.  «Под фон». Растительно-ягодные мотивы, усложняющие элементы. Основные элементы росписи, последовательность выполнения

  • Прорисовка рисунка по мотивам пленерных зарисовок, контура рисунка, заливка фона. Включение в композицию крупных цветов, птичек, бабочек.
  • «Фоновое письмо» — ягодные, цветочные мотивы, выполнение упражнений и зарисовок с образцов, Роспись « под фон» с элементами усложнения — изображение птиц, возможности стилизации, выполнение упражнений;
  • Поэтапная работа над заготовкой, техника росписи, последовательность росписи;
  • «Кудрина», как разновидность фонового письма. Основные элементы росписи, последовательность выполнения – кустик травки, цветы,

4.   Ассортимент изделий, традиционный и современный, использование в интерьере